Здравствуйте, уважаемые читатели! В этой статье попробую развенчать некоторые заблуждения и мифы вокруг так называемой системы Платон.
Написать эту статью меня вдохновило некоторые высказывания некоторых депутатов и общественных деятелей. Если быть до конца честным, это были высказывания именно депутата Государственной Думы РФ Федорова Евгения Алексеевича, координатора движения НОД.
Смотрел я его видео (есть на сайте Федорова Е.А.) и для себя отметил несколько тезисов. Он почему-то говорит про какой-то конкурс, про то, что система «Платон» введена Правительством, что оператор «Платона» фактически принадлежит государственной корпорации. Не буду останавливаться на политических аспектах заявлений известного депутата. Выделю некоторые спорные тезисы, которые я часто встречаю. Это не значит, что эти тезисы были выдвинуты непосредственно Федоровым, но тем ни менее, его рассуждения, как мне показалось, основываются на некоторых подобных тезисах.
1. Фирма-оператор «Платона» получила право на внедрение данной системы на конкурсной основе
Это не так. Никакого конкурса не было.
Компания «РТ-Инвест Транспортные системы» получила данное право по Распоряжению Правительства России № 1662-р от 29.08.2014г. Никакого конкурса не было. Фирма ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» была выбрана выполнять функции оператора системы сбора «Платон» произвольным решением Правительства. Мне не известна какая либо конкурсная процедура, в результате которой фирма «РТ-Инвест Транспортные системы» получила бы право на сбор возмещения причиненного вреда автомобильным дорогам.
Таким образом, между государством в лице Росавтодора и ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» было подписано концессионное соглашение.
При этом, какие либо критерии по выбору данной компании мне не известны. Если кто-то знает, напишите мне, я поправлю статью.
2. Систему «Платон» ввело «либеральное» Правительство Медведева, а Государственная Дума не при делах
Есть еще такой тезис, что во всём виноват премьер Медведев с его либеральным курсом. Не знаю насколько «курс» Медведева либерален, но его роль насколько я понимаю, ограничена тем, что он произвольно (без конкурсной процедуры) поручил Автодору заключить концессионное соглашение с ООО «РТ-Инвест Транспортные системы».
Но если разобраться, то фактически сбор, который в народе именуют «Платон» введен Государственной Думой РФ в форме внесения изменения в закон об автомобильных дорогах. А именно: закон был дополнен статьей 31.1, которой все и предусмотрено. Все остальные постановления Правительства и подзаконные акты имеют технический, «обслуживающий» характер.
Поэтому я бы не стал всё валить на премьер-министра. Возможно, введения системы сбора компенсации за повреждение автомобильных дорог и была его инициатива, но основное действие сделала именно Государственная Дума РФ.
Вот как сформулирована ст. 31.1 закона об автомобильных дорогах:
«Движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами».
3. Оператор «Платона» фактически принадлежит государственной корпорации «Ростех» (51 %)
Это вообще не соответствует действительности.
Я уже касался этого вопроса в более ранней статье.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» (ИНН 7704869777) имеет уставный капитал в 100 000 руб. и принадлежит в равных долях ООО «РТ-Инвест» и Ротенберг Игорю Аркадьевичу.
ООО «РТ-Инвест» (ИНН 7714842767) в свою очередь принадлежит Госкорпорации «Ростех» (ИНН 7704274402) и ООО «Царицын Капитал» (ИНН 7704758065) – 74,99 %.
Таким образом, если считать напрямую без учета границ разных юридических лиц, получается, что Игорю Ротенбергу принадлежит 50 % компании Оператора системы «Платон», примерно 12,5 % принадлежит Государственной корпорации «Ростех», остальное принадлежит ООО «Царицын Капитал». Надеюсь мои расчеты и моя логика в данном случае понятны.
Поэтому, если кто-то говорит, что Оператор системы Платон подконтролен государству, то с формальной точки зрения это не так.
4. Платон – не остановить!
К этому утверждению еще добавляют утверждение о том, что депутаты Государственной Думы не могут исправить ситуацию.
Напомню, что у нас в России многопартийная система, но только одна партия имеет достаточное количество депутатов, чтобы принять любой закон и даже, в случае необходимости, преодолеть «вето» президента.
Известно, что несколько раз депутаты Государственной Думы от партии КПРФ и однажды депутаты от партии Справедливая Россия вносили предложение вынести на обсуждение законопроект о введении моратория на введение системы сбора «Платон».
Этот моратория фактически представляет сбой отсрочку на введение в действие той самой ст. 31.1 закона об автомобильных дорогах.
Но партия власти не пошла на внесение данного законопроекта на обсуждение, чем блокировала его.
В завершение сказу, что раскачку недовольства вокруг системы сбора «Платон» по мнению депутата Федорова Е.А. осуществляет 5-я колона. Возможно это так. И если депутаты от партии власти видят такую нехорошую тенденцию, которая может выйти из под контроля, не будут ли лучше заморозить Платон на пару годков? Именно так и было предложено некоторыми депутатами. Но партия власти отклонила соответствующий законопроект. Так при чем тут пятая колонна и либеральное Правительство Медведева? Чего проще: примите законопроект о моратории системы Платон и потушите выступления дальнобойщиков.