Опять я возвращаюсь к теме избирательного законодательства, а точнее к вопросу об административной ответственности члена избирательной комиссии и возможности привлечении члена избирательной комиссии к ответственности.
Прошедшие недавно выборы 13 сентября дали много материала для изучения и анализа, в том числе невероятные результаты голосования.
Выборы в Краснодаре проводились 13 сентября 2015 года. Организовывала выборы на территории города Краснодара избирательная комиссия МО г. Краснодара. Я сразу обратил внимание на то обстоятельство, что все жалобы на кандидатов, которые я видел, в своей мотивировочной части содержали ссылки на законодательство Краснодарского края. Меня это немного удивляло, поскольку федеральным административным законодательством не предусмотрена ответственность за нарушение законодательства Краснодарского края. Неужели всем жалобщикам было трудно сделать корректные ссылки на соответствующее законодательство. У меня даже возникала мысль, что все эти жалобы составлялись одним человеком, который просто не доучился в университете.
Я еще больше удивился, когда Избирательная комиссия в своих решениях игнорировала федеральное законодательство. И тут я подумал, что этот человек, который пишет все жалобы, также пишет и решения для комиссии. Но это уже совсем паранойя и поэтому я отогнал от себя эту глупую мысль.
Справедливости ради надо отметить, что краевое законодательство почти полностью копирует федеральное, поэтому имеет место ошибка формальная при ссылке на краевое законодательство при привлечении к административной ответственности. Но все же!
Административная ответственность членов избирательных комиссий
Я такой детской ошибки совершать не желаю и намерен при обосновании возможности привлечения к административной ответственности членов избирательной комиссии руководствоваться только федеральным законодательством.
Ведь именно за нарушение федерального законодательства предусмотрена административная ответственность члена избирательной комиссии.
В частности статьей 5.6 КоАП предусмотрена ответственность члена избирательной комиссии за заверение протокола с нарушением требований действующего федерального закона.
Таким законом является закон об основных гарантиях избирательных прав. В статье 67 указанного закона предусмотрены требования к составлению протокола.
Поэтому если требования закона к составлению протокола не соблюдены, имеет место правонарушение. А поводом к возбуждению дела является заявление или сообщение физических и юридических лиц о наличии события правонарушения. Я полагаю, что копии протокола избирательной комиссии, составленного с нарушением закона, будет вполне достаточно.
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.6 КоАП правомочны составлять органы милиции. Рассматривать дело будет районный суд.
Как правило, члены комиссии не знают, как правильно составлять протокол об итогах голосования на участке. Таким образом, потенциально председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии могут быть привлечены к ответственности.
А самое интересное заключается в том, что, согласно закона, членами комиссии не могут быть лица подвергнутые наказанию за нарушение законодательства о выборах с момента вступления в силу решения суда (в нашем примере). Данное ограничение действует в течение одного года.
Привлечь к ответственности члена избирательной комиссии можно еще по статье 5.22 КоАП за выдачу членом комиссии бюллетеня для голосования с целью проголосовать за другого избирателя.
Таким образом, если привлечь к ответственности члена комиссии с правом решающего голоса за нарушение законодательства о выборах, то он автоматически прекращает свои полномочия.