Самостоятельное написание жалобы в Европейский суд по правам человека (далее – ЕСПЧ) обычным среднестатистическим гражданином, у которого отсутствует юридическое образование, является весьма непростым делом. В целом, лучше доверить это дело специалисту, потому что человеку без специальных знаний крайне затруднительно будет разобраться во всех тонкостях судопроизводства в ЕСПЧ. Но, если же вы все же решили по каким-либо причинам взяться за это дело самостоятельно, то, прежде всего, вам нужно изучить определенный минимум законодательных норм и правил.
Какие документы следует изучить для начала?
Следует внимательно изучить официальный бланк жалобы (формуляр), который был утвержден в 2016г. Его можно найти на официальном сайте Европейского суда по правам человека (http://www.espch.ru/);
Необходимо в обязательном порядке ознакомиться с содержанием Европейской конвенции о правах человека (далее – Конвенция). Этот документ является базисом, на основе которого выстроена вся работа ЕСПЧ. Помимо указанной выше Конвенции, необходимо также ознакомиться с текстами протоколов, которые прилагаются к ней;- Вам необходимо иметь, по меньшей мере, два-три решения ЕСПЧ, аналогичных вашему. Для этого вам придется изучить судебную практику ЕСПЧ;
- Следует ознакомиться с Правилом 47 Регламента Европейского суда по правам человека. Этот документ закрепляет правильный алгоритм заполнения формуляра жалобы;
- Также ЕСПЧ издал специальную Инструкцию по заполнению формуляра жалобы. Если вы хотите составить жалобу максимально грамотно, то с ним также следует ознакомиться;
- Отдельно следует изучить Практическое руководство по критериям приемлемости жалобы для ЕСПЧ.
Здесь важным моментом является то, что при написании жалобы следует в обязательном порядке использовать официальные документы именно ЕСПЧ, которые перечислены выше, а не на внутреннее законодательство России.
Представительство интересов: основные моменты
Роль представителя интересов заявителя в Европейском суде по правам человека могут сыграть следующие лица:
- Адвокаты.
- Лица, указанные в Правиле 36 Регламента Европейского суда по правам человека.
- Лица, подавшие жалобы, могут представлять свои интересы самостоятельно, но такие случаи являются исключениями.
Если вы решите подавать жалобу через представителя, вам потребуется оформить доверенность. При ее оформлении существуют следующие особенности:
- Если человек подает жалобу в ЕСПЧ в первый раз, то он может воспользоваться бланком доверенности, который содержит в себе формуляр жалобы. Его и следует оформить надлежащим образом.
- Если вы уже наняли представителя уже после того, как подали жалобу сами или по какой-то причине возникла необходимость в замене представителя уже после ее подачи, то вам потребуется заполнить отдельный специальный бланк доверенности, который и узаконит полномочия представителя.
Важные моменты, которые следует учитывать
Важным моментом является также установление своевременности подачи жалобы. Для этого нужно уточнить, не пропущен ли установленный срок для подачи жалобы в ЕСПЧ. По общему правилу, он равен шести месяцам. Но в скором времени он будет сокращен до четырех месяцев. Уточните срок для подачи жалобы отдельно. Сразу после вынесения российским судом решения по вашему делу он начинает свое течение.
Если в ваших дальнейших планах присутствует подача жалобы в ЕСПЧ, то рекомендуется еще во время разбирательства дела в России при написании исковых заявлений в суды и других процессуальных документов ссылаться, помимо нашего законодательства, также и на нарушения прав, которые прописаны в Конвенции и протоколах и к ней. Вы можете ссылаться как на уже нарушенные права человека, так и на нарушения этих прав впоследствии. В своих заявлениях о нарушениях прав желательно ссылаться на конкретные статьи Конвенции, хотя это не является обязательным. Можно указать и просто саму суть нарушения.
Вопросы установления приемлемости
Европейский суд по правам человека установил особые критерии приемлемости жалобы, к которым относятся следующие:
- В случае подачи вами жалобы в ЕСПЧ, она подается на незаконные действия России или же иного государства. Обязательным условием является членство этого государства в Совете Европы;
- Права и свободы, на нарушение которых подается жалоба, должны быть закреплены Конвенцией или протоколами к ней;
- ЕСПЧ является конечной судебной инстанцией, поэтому до подачи туда жалобы ваше дело должно быть рассмотрено всеми необходимыми по закону судебными инстанциями России;
- Жалоба должна иметь под собой реальные основания, то есть в вашем деле должны быть установлены факты нарушения прав человека.
Итак, относительно подачи жалобы в ЕСПЧ на решение по гражданскому делу установлен срок, который начинает свое течение с момента вынесения своего решения судом четвертой инстанции, то есть после второй кассационной жалобы. Если речь идет об уголовном деле, то жалобу в ЕСПЧ можно подавать после вынесения приговора второй (апелляционной) инстанции. Если дело касается арбитражных вопросов, то жалобу в ЕСПЧ следует подавать после вынесения решения судом кассационной инстанции. Помимо этого, в этом случае необходимо еще и подавать заявление в Верховный суд Российской Федерации. И, наконец, если речь идет о рассмотрении административного материала, то жалоба в ЕСПЧ должна подаваться после рассмотрения дела судом второй инстанции.
Почему могут отклонить жалобу?
Причин по своей сути может быть несколько. К основным относятся следующие:
- При оспаривании решений судов, которые принимались ими на основании внутренних законов;
- Если заявитель не предоставил необходимых доказательств;
- Если требуют установить вину или ее отсутствие в совершении преступления или требуют пересмотр гражданского дела.
Критерии оформления жалобы
Обязательным требованием является соблюдение строго установленной структуры. Написание жалобы в свободном стиле недопустимо. ЕСПЧ утвердил специальный документ «Жалобы в Европейский суд по правам человека», который содержит формуляр жалобы.
Обычно жалоба состоит из тринадцати страниц. В ситуации, когда не удалось уложиться в эти критерии, разрешено оставшуюся часть оформить как приложения, но их объем не должен превышать двадцати страниц. В него не включаются копии документов, которые прикладываются к жалобе в качестве доказательств. В приложении нельзя излагать новые жалобы. Тут можно обосновывать лишь те жалобы, которые уже расписаны в основном тексте.
От вас требуется краткое и емкое, без «лишней воды» описание фактов. Не нужно описывать не имеющие непосредственного отношения к делу факты. Также, не следует в пользу обоснования жалобы приводить доводы, не относящиеся к делу (например, собственные характеристики и пр.).
При приложении к жалобе копий документов они должны быть полными, а их текст разборчивым. Не стоит прилагать к жалобе оригиналы документов, так как на руки вы их уже больше не получите и по окончанию судебного разбирательства они вам не будут возвращены.
Существуют обязательные требования к расположению копий документов:
- Обязательная нумерация копий документов.
- Расположение согласно хронологии событий.
- Расположение документов согласно судебным процессам в России.
- Запрещено скреплять, склеивать или сшивать копии.
Важной особенностью судебного делопроизводства в ЕСПЧ является то, что не требуется нотариального заверения копий.
Составные элементы жалобы
На первом листе формуляра жалобы (Лист 1) находится номер жалобы, который состоит из арабских цифр, а также штрих-код. Далее, указываются сведения о заявителе. Если им является физическое лицо, то прописываются основные данные паспорта. Если же юридическое, то установленные законом реквизиты. Поэтому физические лица вносят данные в пункты с 1 по 8, а юридические – с 9 по 15 соответственно.
На Листе 2 дан список государств. Эти государства являются членами Совета Европы, поэтому подача жалобы на их незаконные действия в ЕСПЧ является правомерной. Напротив названия государства-нарушителя ставится «галочка». В ситуации, когда таких нарушителей несколько, «галочка» ставится напротив каждого из них.
Лист 3 жалобы содержит в себе сведения о представителе. При его отсутствии лист не заполняется. Если для представления ваших интересов вы наняли адвоката, то заполняйте пункты с 26 по 32. В пункте 33 ставится роспись заявителя и указывается полная дата (п. 34). В пункте 35 расписывается представитель и также ставит дату (п. 36).
Лист 4 заполняется, если жалобу подает юридическое лицо. Здесь по аналогии с Листом 3 указываются сведения о представителе юридического лица.
На Листах 5-7 в краткой форме излагается фактическая часть жалобы. Не стоит давать фактам личной оценки или же оценивать их правомерность. От вас требуется «сухое» изложение имевших место быть обстоятельств. Все факты нужно расписать в четкой хронологической последовательности. Неплохо указать их точные даты. Помимо этого, в жалобе не нужно писать абстрактные данные. Например, если заключенный пишет жалобу на невыносимые условия содержания, то он должен подробно указать, что конкретно они в себя включают: размер камеры, санитарные условия, питание, обращение с ним персонала колонии и т.д. Если возникла необходимость в цитировании решений российских судов или иных документов, то это также следует делать кратко. Сам текст разбивается на абзацы. Особенностью оформления является то, что каждый абзац нумеруется арабскими цифрами.
На Листе 8-9 жалобы излагаются непосредственные нарушения прав человека. Нарушенная статья Конвенции указывается в левой колонке, а доводы, подтверждающие ее нарушение, — в правой.
Лист 10 жалобы содержит информацию об использованных средствах защиты и дате окончательного решения по ним российского суда. В соответствии с этим в левой колонке указывается номер статьи Конвенции, который был нарушен. В правой же пишется судебный документ со всеми его реквизитами и кратко описывается принятое судом решение.
Лист 11 формуляра жалобы включает в себя сведения о других способах обжалования судебных решений, если они имели место быть. В этом случае заявитель должен отметить эти факты с указанием названия органа, в который подавалась им жалоба. Если заявитель ранее подавал жалобы в ЕСПЧ, на данном листе это также следует указать.
Лист 13 является завершающим. В нем проставляется дата составления жалобы. На практике именно эта дата и будет считаться днем ее подачи. Обязательным также будет указание точного адреса проживания, на который ЕСПЧ сможет отправлять вам ответы.
В правоприменительной практике письма из ЕСПЧ отправляются обычной почтой, простым письмом без уведомления. Разбирательства в ЕСПЧ могут длиться долгие годы, поэтому желательно до их окончаний не менять место жительства. Но все же в случае необходимости можно отправить письмо в ЕСПЧ, в котором указать ваше новое место проживания.
Жалоба в ЕСПЧ может быть направлена следующими типами писем:
- Простым письмом;
- Заказным без уведомления;
- Заказным с уведомлением;
- Ценным письмом;
- С описью вложений.
Способ отправления письма может быть также различным (Почта России, курьерские службы и т.д.). Направляется жалоба на юридический адрес ЕСПЧ.
В заключении статьи стоит отметить, что составлять жалобу в ЕСПЧ самостоятельно не стоит из-за ее высокой юридической сложности. Лучше все же доверить это дело профессиональному юристу.