С 15.11.15 закон об автомобильных дорогах был дополнен статьей, в соответствии с которой будет осуществляется взимание платы в счет компенсации вреда (Платон), причиняемого федеральным дорогам большегрузными машинами (с разрешенной массой более 12 тонн). Оплату должны будут производить владельцы автомашин.
Согласно Постановления Правительства № 504 от 14.06.2013г. размер платы за 1 километр пути по федеральной дороге будет составлять 3,73 руб.
За нарушение законодательства в части не внесения платы за пользование федеральными автодорогами для водителей грузовых машин Кодексом об административных правонарушения (ст. 12.21.3) предусмотрен штраф в размере 5 000 руб., для индивидуальных предпринимателей – 40 000 рублей, для юридических лиц – 450 000 руб.
В условиях современных кризисных явлений, штраф в размере 450 000 руб. для небольшого юридического лица может привести к банкротству.
Что такое «Платон» и кому он принадлежит?
Название системы «ПЛАТОН» образовано от словосочетания «плата за тонну».
Функции оператора по получению сбора с владельцев больших грузовых автомобилей, выполняет коммерческое юридическое лицо, получившее такие права без организации конкурса.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» (ИНН 7704869777) имеет уставный капитал в 100 000 руб. и принадлежит в равных долях ООО «РТ-Инвест» и Ротенберг Игорю Аркадьевичу.
ООО «РТ-Инвест» (ИНН 7714842767) в свою очередь принадлежит Госкорпорации «Ростех» (ИНН 7704274402) и ООО «Царицын Капитал» (ИНН 7704758065) – 74,99 %
ООО «Царицын Капитал» (ИНН 7704758065) в свою очередь принадлежит Агафонову Вадиму Евгеньевичу и Шипелову Андрею Евгеньевичу. Кстати говоря, Агафонов В.Е. является депутатом городской Думы Нижнего Новгорода от партии Единая Россия.
Введение платы за проезд по федеральным дорогам непременно увеличит стоимость услуг транспортных компаний.
Все крупные торговые сети используют грузовой автотранспорт для перевозки продуктов питания. Таким образом, будет увеличена себестоимость всех товаров, которые перевозятся большегрузным транспортом. Кроме того, грузоперевозчики будут закладывать риск значительных административных штрафных санкций.
Система ПЛАТОН предполагает предоплату. Таким образом, владельцам большегрузных машин придется изыскивать дополнительные средства для внесения соответствующей платы.
Какой будет экономический эффект от системы Платон?
По данным Министерства экономического развития РФ, удорожание товаров может составить 2 — 5 %. Некоторые транспортные компании, ритейлеры и логистические компании прогнозируют удорожание различных групп товаров до 15-20 %
Таким образом, эффект от введения системы ПЛАТОН может выразиться в существенном повышении стоимость товаров народного потребления. Учитывая дополнительно к этому постоянный рост цен на горюче-смазочные материалы, риск получения существенного административного взыскания за невнесения платы за использования федеральных дорог владельцами большегрузных машин, могут возникнуть последствия в виде социальных потрясений.
А то обстоятельства, что владельцами компании, с которой было заключено концессионное соглашение на право взимание платы за пользование дорогами, является сын Аркадия Ротенберга, депутат от Единой России (Агафонов В.Е.) и бывший директор по развитию ОАО «Российская венчурная компания» (Шипелов А.Е.), только раздражает общество.
Запрос депутата Обухова по «Платону»
Известно, что депутат Государственной Думы РФ [urlspan]Обухов С.П.[/urlspan] (совместно с другими депутатами) направил запрос в Генеральную прокуратуру РФ с целью проверки законности наделения правами оператора по получению платы ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» без проведения соответствующего конкурса.
Ответ на запрос от Генеральной прокуратуры еще не получен.
Статья составлена с учетом информационных данных Проекта Закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» и пояснительной записки к нему. Указанный проект закона был внесен депутатами Государственной Думы РФ, в том числе депутатом Обуховым С.П.
В статье также использованы открытые данные Единого гос. реестра юридических лиц.