X

Обухову в регистрации кандидатом в депутаты отказали незаконно. Юридический анализ

На заседании Окружной избирательной комиссии (Избирательная комиссия Краснодарского края), которое состоялось 27 июля 2016 года, было отказано в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы ФС РФ Обухова Сергея Павловича.

Решение о регистрации можно будет найти здесь.

Отказ был мотивирован тем, что кандидат не предоставил в комиссию справки, касающиеся его несовершеннолетнего ребенка. Это справка о составе имущества на ребенка и о расходах ребенка. 

Основание для отказа

Обухов считает, что он не должен был представлять справки, касающиеся его дочери, поскольку на момент его выдвижения по одномандатному округу его дочери исполнилось 18 лет, соответственно она уже не была несовершеннолетней. Сразу скажу, что кандидат ничего не скрывает, поскольку ранее (когда его дочь была несовершеннолетней) подобные справки были сданы. В том числе такие справки были сданы для заверения списка незадолго до описываемых событий. Вопрос заключается в юридической коллизии и пробелах законодателя. По моему мнению кандидат не должен страдать от вольного толкования закона и подзаконного акта со стороны комиссии.  

Итак, восемнадцать лет дочери Обухова исполнилось 13 июля 2016 года, а документы на выдвижение были сданы 15 июля 2016 года. Соответственно на момент выдвижения у Обухова не было несовершеннолетних детей. Такова позиция кандидата и закона. 

Обстоятельства дела

Напомню ситуацию в городе Краснодаре. В Краснодарском одномандатном избирательном округе № 46 выдвигаются два политических тяжеловеса. Первые – секретарь ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы РФ Обухов Сергей Павлович, второй это бывший мэр Краснодара Евланов Владимир Лазаревич. Результат на выборах 18 сентября должен был быть непредсказуемый. Дело в том, что Обухов пользуется широкой общественной поддержкой и имеет большую популярность в городе. С другой стороны уходящий мэр. Председатель ЦИК Элла Памфилова ранее указывала на факты применения административного ресурса в городе Краснодаре. В Краснодар планировалось отправить специальную комиссию.

О чем говорит закон

Теперь обратимся к обстоятельствам отказа в регистрации. А точнее – к закону. Я попробую построить законом предусмотренную последовательность. Попробуйте поломать мою логику. Если мои мысли верны – Обухова незаконно не зарегистрировали.

Согласно ст. 2 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» законодательство о выборах депутатов Государственной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», других федеральных законов.

Таким образом, законодатель установил иерархию федеральных законов, регламентирующих выборы депутатов Государственной Думы, поставив ФЗ  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выше ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Далее в ст. 33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

Соответственно Обухов приобрел статус выдвинутого политической партией кандидата только 15 июля 2016 года. Именно в этот день он сдал уведомление о согласии баллотироваться.

Продолжаем читать законы

В соответствии со ст. 43 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» кандидат, выдвинутый политической партией по одномандатному избирательному округу и включенный в заверенный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации список кандидатов по одномандатным избирательным округам, не позднее чем через 35 дней после дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию (помимо прочих документов):

— сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации;

— сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. Указанные сведения представляются по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации.

Соответственно кандидат представляет сведения, касающиеся его несовершеннолетних детей в том случае, если у кандидата были несовершеннолетние дети на момент приобретения статуса выдвинутого кандидата. В случае с Обуховым – несовершеннолетние дети по состоянию на 15 июля 2016 года.

Указ Президента

При этом сами формы заполнения соответствующих сведений и некоторые правила заполнения этих форм определяются Указом Президента № 546 от 06.06.2013 года.

Таким образом, сведения (в отношении несовершеннолетних детей) в соответствии с указанными формами не представляются в том случае, если нет основания их представления, предусмотренных федеральным законом.

В тексте самого указа (указ Президента № 546 от 06.06.2013 года) определено, что указ принят в целях реализации статьи 33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Другими словами закрепленные в указе нормы носят технический и сопроводительный характер и приняты в целях реализации закрепленной законом нормы (ст. 33 указанного закона).

При этом, в том случае, если соответствующие сведения о несовершеннолетних детях, согласно федеральному законодательству, должны быть поданы, то справка об имуществе несовершеннолетних детей должна быть подана по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование решения о назначении соответствующих выборов, а справка о расходах несовершеннолетних детей должна быть подана по факту наличия несовершеннолетних детей на момент выдвижения.

Поскольку на момент выдвижения (15 июля 2016 года) в соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидат Обухов Сергей Павлович не имел несовершеннолетних детей, то и сведения об их имуществе и расходах, подавать не должен был.

При этом позиция избирательной комиссии выраженная в отказе в регистрации кандидата неверна, поскольку основывается на неверном мнении, что кандидат должен представить сведения о несовершеннолетних детях, исходя из наличия несовершеннолетних детей по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование решения о назначении соответствующих выборов, а не исходя из наличия несовершеннолетних детей на момент выдвижения.

Из закона или указа президента такой вывод не следует. Такая норма никем не установлена. Более того анализ законодательства позволяет сделать обратный вывод.

Выводы

Для сторонников версии об использовании административного ресурса против фаворита гонки, ниже представляю интересные особенности принятия решения об отказе регистрации Обухова С.П.

Согласно закона Обухова должны были известить обо всех недостатках в документах за три дня до дня заседания комиссии. Этого сделано не было. Единственное, что было сделано, Крайизбирком запросил пояснение по факту сообщений в СМИ. Такие пояснения были даны. В то же время предусмотренное законом извещение о недоставках в документах Обухову не сделали. Далее, за день до дня регистрации был подготовлен проект о регистрации Обухова. За 15 минут до заседания комиссии стало известно, что проект заменили, и что Комиссия намерена отказать в регистрации.

Ранее я уже писал статью с рассуждениями о причинах недоверия к избирательной системе.  

Tags: Обухов
Игорь Шибалкин: ...