X

Круглую печать отменили!

Федеральным законом от 06.04.2015 г. № 82-ФЗ внесены изменения отменяющие обязательность круглой печати. Круглую печать отменили! 

Юридические лица не обязаны иметь печать

С 07.04.2015г. акционерные общества и ООО самостоятельно решают вопрос, применять печать или нет. Соответствующие изменения были внесены в закон (закон об АО и закон об ООО).

В уставе ООО и АО должны содержаться сведения о наличии печати.

В уставе юридического лица должно быть указано, применяет ли данное лицо круглую печать или нет.

Я рекомендую печать ни в коем случае не уничтожать. Более того, рекомендую иметь печать и проверить, указано ли в уставе на наличие печати. Дело в том, что ситуация с нововведением нескоро уравновеситься, а многие подзаконные акты содержат указание на необходимость проставления печати. Банки, скорое всего будут требовать еще какое-то время, ставить печать (например, в банковской карточке).

Поэтому, если у вас есть печать, но в уставе вашего юридического лица нет, указания на наличие печати, то настоятельно рекомендую вам сделать соответствующие изменения. Лучше сделать это заранее. Ведь когда у вас попросят представить устав с подтверждением наличия печати, то вы вспомните, что вам необходимо было сделать изменения. Заранее позаботьтесь об этом!

Сделаю вывод: печать иметь не обязательно, но чтобы упростить жизнь, лучше не уничтожайте печать. Более того проверьте, указана ли печать в уставе!

Доверенность юридического лица

Многих волнует вопрос: что будет с доверенностями от юридических лиц?

Если организация решила не использовать печать, то доверенность удостоверяется подписью руководителя, без печати (ст. 185.1 ГК РФ).

Организация, решившая не использовать печать, и указавшая на это в уставе не может выдавать доверенность и заверять её печатью.

В этом случае возникает коллизия с нормами Кодекса административного судопроизводства РФ (который, напомню, вступает в силу с 15.09.2015г.).

Так, п. 6. ст. 57 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что доверенность от юридического лица должна быть подписана руководителем или уполномоченным учредителем и скреплена печатью. Но как это сделать, если устав вашей организации не предусматривает наличие у организации печати, и у вас этой печати просто нет?

То есть, у вас могут возникнуть проблемы при включении представителя в судебный процесс. В частности у представителя в связи с «неверно» оформленной доверенностью могут возникнуть сложности в судах общей юрисдикции. В арбитражных судах проблем с отсутствием печати не возникнет.

Решайте, иметь печать или не иметь и укажите об этом в уставе. .

Печать на договоре

Заключение договора достаточно скрепить подписью руководителей договаривающихся сторон. Печать ставиться по желанию сторон и не является обязательным реквизитом. Ставить печать необходимо только в случаях предусмотренных законом.

Не все ваши контрагенты будут с пониманием относиться к тому обстоятельству, что у вас нет печати. Чтобы не усложнять жизнь ни себе, ни контрагентам, ставьте печать на документах если это принципиально для вас или ваших партнёров.

Отмечу, что согласно действующего законодательства, требование о наличии печати на документе должно быть предусмотрено федеральным законом.

Некоторые законы сохранили обязательность печати.

Подзаконные акты также содержат требования о наличии оттиска печати. Но эти подзаконные акты противоречат закону. Коллизии между законом и подзаконным актом, как известно, решаются в пользу закона.

Нужно быть готовым к тому, что некоторые государственные органы и банки, которые руководствуются в своей деятельности подзаконными актами, не оценят ваше желание не использовать печать в том случае, когда использование печати установлено подзаконным актом. Я уверен, что все эти временные трудности будут преодолены. Но до тех пор рекомендую печать всё же не уничтожать.

Печать целесообразно сохранить для работы бухгалтерии, поскольку не до конца понятна позиция некоторых государственных органов (в частности, налоговых) на отсутствие печати на тех документах, которые имеют унифицированную форму, и где должна стоять печать. Такая же проблема может возникнуть при взаимодействии с фондом социального страхования. То есть вопросов много, необходимо ждать разъяснений компетентных органов.

Теоретически я понимаю, зачем законодатель пошел на такой шаг, как установление необязательности печати для юридических лиц. И я поддерживаю этот шаг. Просто не все наши подзаконные акты и не все законы соответствуют нововведению. А обращаться в суд в случае, если у вас не принимают документ без печати вашей организации, не вижу смысла. Проще иметь печать. Возможно, что в скором времени все коллизии будут выявлены и устранены.

Общий вывод

Сделаю общий вывод: от печати отказываться не стоит. Более того, необходимо привести устав организации в соответствие с законом. Это сохранит ваше время на спорах с гос. органами, которые будут требовать наличие оттиска печати на документах, доверенностях и будут при этом ссылаться на законы и подзаконные акты. Наличие печати сэкономит время при работе с контрагентами.

Директорам организаций пора уже понять, что на любом документе должна стоять личная подпись, либо подпись уполномоченного лица. А то частенько встречаю товарные накладные, подписанные каким-нибудь механиком и заверенные печатью организации.

Игорь Шибалкин: ...